Горячо мною любимый бальзам состоит из множества ароматных настоев целебных трав, кореньев, плодов, эфирных масел. Эти натуральные добавки придают бальзаму глубокий коричневый цвет, вкуснейший, богатейший, гармоничный аромат. Насыщенные множеством ценнейших натуральных ингредиентов, бальзамы оказывают стимулирующее и тонизирующее воздействие при физическом и умственном переутомлении, недомогании и слабости.
Производство алкогольных и безалкогольных напитков с использованием трав, кореньев, цветов имеет такую же древнюю историю, как и производство русских водок. Из летописей известно, что лечебные свойства аквавиты были впервые оценены на Руси еще в 1429 году, когда генуэзцы по пути в Литву завернули в Москву и преподнесли юному Василию II сосуд с "горячим вином". Бояре сошлись во мнении, что оно "вельми способно", чтобы наряжать на нем травные настои. Русским словом "водка" уже в XVI веке стали называть спиртовые вытяжки целительных сборов, а также многие привозные лекарства. Довольно быстро даже простой народ на Руси признал в водке универсальное медицинское средство - чудодейственный бальзам. Она продавалась в аптеках и отличалась от других медицинских средств непомерно высокой стоимостью, так как еще в первой половине XVII века на Руси - в Москве - была всего одна аптека, отпускавшая водку исключительно по челобитным. «Вели, государь, - пишет один из просителей, - дать мне для моей головной болезни из своей государственной аптеки водок - свобориновой да финиколевой...».
Среди народа бережно собирались и записывались старинные рецепты снадобий. Различные "Травники", "Лечебники", "Прохладные вертограды" (особые рецептурные сборники) были достаточно распространенным явлением. Еще в 1580 году с польского языка была переведена книга о травах, тинктурах, водках, о дистиллировании и т. д. Вероятно, одно из первых дошедших до нас письменных свидетельств о бытовавших в старину на Руси рецептах производства травяных настоев содержит в себе «Домострой» - знаменитый литературный памятник XVI века. Он сообщает: «Водка земляничных же ягод различным обычаем составляется. Некоторые ю без огня делают, и емлют ягоды и полагают в сосуде скляничном и, гораздо закутав, в навозе глубоко закапывают, и стоит она в гною осм дней... Пити поутру и вечере, с питием обычным смешав, и тем самым всякую мокрость вредительную потом из тела истребит, и немощь печальную из печени, и желтость из тела выгонит...».
Слово бальзам переводится с греческого как лечебное средство, а также как густой душистый сок из растворенных в эфирных маслах смол и других растительных веществ. О том, что бальзамы относятся скорее к лечебным, а не алкогольным напиткам, говорит то, что их изготовлением занимались исключительно аптекари, осведомленные о целительных свойствах трав.
Есть все основания полагать, что прародительницей древних бальзамов была сурия - напиток наших предков, настоянный на многих травах. Сурия (сурица) считалась напитком богов. Хранительницами древних рецептов были ведуньи (от слова "ведать", т.е. знать), которые знали самые сокровенные секреты природы. Однако с насаждением на Руси христианства этих носительниц древних знаний ожидала печальная участь - сожженные на кострах или утопленные в омутах служителями "новой веры", они унесли с собой буквально бесценные знания. А слово "ведунья" приобрело исключительно бранный оттенок - "ведьма". К сожалению, рецепт приготовления древнего бальзама сурии, прошедший сквозь века, по злой иронии судьбы был утерян буквально в начале ХХ столетия.
Как алкогольный напиток, в России бальзам известен с середины XVIII века. Правда, тогда он назывался несколько иначе - "балсам", а использовался и как лечебное средство от душевных смут и желудочных хворей. Его производство и качество защищалось государством, о чем свидетельствует указ сената 1789 года.
В нашем социалистическом прошлом выпускалось всего тринадцать видов бальзама. Среди них, благодаря своим композиционным и вкусовым качествам, было три жемчужины - "Рижский черный", "Енисей" и "Уссурийский". Они пользовались популярностью у населения и отмечались различными наградами. Мы их не покупали, мы их доставали. В отличии от заграничных образцов, основа которых - рафинированные, а порой и синтетические пищевые компоненты, наши бальзамы готовились на натуральном сырье, с учетом народной, в том числе и старинной, рецептуры.