Главная | Биография | Альбомы | Фото | Пресса |
Железные парни
Так написано в книге Нострадамуса: "В девятой декаде, Хозяин Реальности встретится с Покровителем Марионеток", James Hetfield с Metallica и Tony Iommi с Black Sabbath исполнили это предсказание. Tony Iommi и James Hetfield пришли на Большую Встречу в черном. Никто не был удивлен такой окраске одежды. Скорей всего, было бы чему удивиться, если бы они не выглядили как близнецы-экзекуторы. Всё-таки, черный - это официальный цвет хэви-металльного королевства и эти двое - "короли королей".
Несмотря на одинаковую одежду, Iommi и Hetfield различны и контрастны во многом. Iommi с его аккуратно подрезанными усами и мягким английским акцентом, создает впечатление гордого британского лорда. Светловолосый, остроязычный Hetfield с голосом асфальтореза больше похож на задиристого городского бандита.
Однако, при встрече с гитаристом Black Sabbath внешняя грубость Hetfield'а рассеивается в дыме прекловения перед легендой Iommi, который прибыл несколько раньше. "Я так рад наконец-то тебя увидеть живьем, приятель" - с восторгом произнес Hetfield.
Iommi быстр на ответные комплименты. "Мой сын подарил мне твой последний альбом, это одна из первых вещей, которые я могу слушать без критики. Я все время слушаю его в машине". С этих слов громового бога Hetfield просто засиял.
Как лидер Black Sabbath, Iommi прошел всю школу необточенной, усиленной и грубой музыки, которая впоследствии стала известна как хэви-металл. Хотя многие гитаристы изучали трехструнные металлические аккорды и применяли дисторшн в 60-х годах, Iommi был первым гитаристом, который воплотил эти музыкальные элементы в своей музыке.
Оригинальный состав Black Sabbath - гитарист Iommi, вокал Ozzy Osbourne, басист Geezer Butler и драммер Bill Ward , которые впервые сошлись в группе под названием Earth, играя поп и блюз. Уже на следующий год группа нашла применение громкости, овердрайву и паранойе, вскоре после этого назвав себя Black Sabbath. Первая серия их воспламеняющих синглов вышла на Warner Brothers звукозаписи. Это были Paranoid (1970), Master Of Reality (1971), Sabbath Bloody Sabbath (1975) и Heaven And Hell (1980) с заменой вокалиста на Ronnie James Dio, с последующим "дьявольским" успехом.
Хотя их музыка была подвержена сильной критике и игнорировалась радио-модераторами, в то время было проданы миллионы записей. Радикально звучащая Gibson SG Iommi и его ультимативное соло стало инспирацией для таких гитаристов как Edward Van Hallen, Kim Thayil и конечно же, молодого James Hetfield, создателя группы Metallica.
"Я впервые нашел записи Black Sabbath, копаясь в коллекции записей моего старшего брата, - рассказывает Hetfield. - Мне очень понравились картинки с их альбомов. Я подумал, это надо послушать. И когда я это сделал, я даже не поверил своим ушам. Тяжелая штука! Sabbath был тем, чем не были шестидесятые. Их музыка была крутой, потому что она была полностью анти-хиппи. Я ненавидел Beatles, Jethro Tull, Love и прочее радостное дерьмо." Несмотря на то, что Black Sabbath перенесли за годы их удачи и поражения и вынесли многочисленные персональные изменения, Iommi и компания снова в строю, сильнее чем когда-либо, с альбомом "Dehumanizer". Альбом сделан новым составом, включая Dio, Butler и ветераном-барабанщиком Vinny Appice.
"Если тебе нравятся песни наподобие "War Pigs", то тебе понравится и новый альбом, - говорит Iommi. - В нем множество тяжелых риффов, звучит действительно громко".
Вернемся к нашему интервью.
Guitar World: Tony, какая музыка повлияла на тебя раньше?
Tony Iommi: В самом начале моей карьеры на меня повлияли старые блюзовые записи. Я по сих пор не помню половины названий тогдашних групп, их было так много. Но это были мои первые влияния и мои первые группы были чисто блюзовыми.
GW: Как ты совершил такой прыжок с блюзовой музыки на heavy, Black Sabbath стиль?
Tony Iommi: Если честно, нам надоело, что люди разговаривают во время нашей игры и мы просто прибавили громкости. (смеется)
GW: James, как стала Metallica пионером трэш-металла?
James Hetfield: Как и Tony, мы вначале играли старые вещи. Мы были просто потрясены новой волной британского хеви-металла, андэрграундом, в том числе группами Venom и Diamond Head. Мы выучили множество их синглов и Lars (Ulrich, барабанщик Metallica) собрал целую коллекцию. Многие думали тогда, что мы исполняем оригиналы, поскольку никто их тогда не слышал... тем лучше для нас!
Так мы заработали славу. Типа: "Вы, ребята, пишите неплохие песни." "Да, я знаю." (смеется) Мы и не хотели говорить, что это не наши песни. Позже мы начали играть быструю музыку, поскольку нас выводило, также как Sabbath, что толпа не обращает на нас внимания. В ЛосАнжелесе, люди просто приходили в клубы, чтобы выпить и посмотреть на других. Также нервозность внесла изменения в стиль нашей игры. Lars всегда был очень нервным на сцене, он начинал играть быстрее и быстрее. Для нас это было очень тяжело, но никто не хотел сказать ему, что он играет слишком быстро. Мы просто решили, что тоже будем играть быстро. Так это вошло в привычку.
GW: Tony, вам было сложно давать концерты в таком крупном индустриальном центре, как Бирмингем?
Iommi: Он произвел впечатление на нас. Мы были окружены насилием и загрязнением окружающей среды и это стало частью нашей музыки. Мы жили нашей музыкой.
GW: Tony, ты и Ozzy Osbourne были в разных уличных бандах?
Iommi: Да, это верно. Меня раздражал Ozzy. Я даже дрался с ним иногда. Он был "панк". Довольно странно, что Ozzy стал частью Sabbath'а. Bill (Ward, барабанщик Black Sabbath) и я искали солиста, и мы увидели обьявление в газете: "Солист ищет группу. Звоните Ozzy..." . Я тогда сказал Биллу: "Я знаю одного Ozzy. Наверное, это он". Мы пошли по указанному адресу и постучали в дверь. Вскоре появился Ozzy. Я сказал Биллу: "Забудь это дело, я его знаю". Но Билл хотел все таки с ним поговорить. Как никак, три недели позже, мы сошлись вместе. Жизнь идет странными путями.
GW: Tony, ты знаешь какую нибудь сумасшедшую историю, приключившуюся с Ozzy?
Iommi: Их так много. (смеется) Подожди, вот одна из них, довольно смешная. Мы все находились в лифте одного из дорогих отелей и Ozzy срочно приспичило справить нужду. Лифт спустился на первый этаж, в приемный зал. Дверь внезапно открывается - и все видят Ozzy, со спущенными ниже колен штанами... и вся эти люди в меховых пальто таращатся на него с открытыми ртами... (смеется)
Hetfield: Я слышал историю про Bill Ward, который поехал на гастроли с чемоданом, заполненным только пивом. Это правда?
Iommi: Ага, Bill никогда не брал с собой много одежды. И если брал, то два чемодана: один с грязной одеждой, другой - с еще более грязной. Bill - это был кадр! Я делал ужасные вещи с ним. Однажды я даже поджог его. Дело было так: мы записывали "Heaven And Hell" (Warner Bros.,1980) и я сказал ему: "Можно я тебя подожгу?" Он ответил: "потом, не сейчас". Час спустя Bill сказал мне: "Так, я хочу идти домой. Ты все еще собираешься меня поджечь или как?" Я сказал: конечно. У меня была бутылочка с бензином и я вылил ее на Билла, поджог его - и упс... он вспыхнул, как новогоднее дерево. Я не мог поверить этому! Ну конечно, он знал, что я хотел его поджечь, но не до такой степени. Он заорал и стал кататься по полу. Его одежда горела и носки расплавились - нейлон приклеился к ноге. Я не мог ему помочь, потому что умирал от хохота...
Вообще это было серьезно и не смешно. Bill попал в больницу и я чувствовал себя виноватым. Он получил ожоги третьей степени на руках, ногах и везде. На следующий день мне позвонила его мама и сказала: "Ты собака! Пора уже вырасти... мой Билли лишится ног." Она немного преувеличивала. Но такие истории постоянно случались с Биллом.
GW: Tony, ты был одним из первых гитаристов, настраивающих гитару в Eb, что помогло тебе создать специфический "темный" звук.
Iommi: Многие говорили мне, это не принесет ничего, если ты поменяешь настройку. А вообще я использовал различные настройки. Я даже настраивал на три полутона ниже для Ozzy, потому что иначе он не достигал некоторых нот.
Hetfield: Ничего себе! Ты настраивал гитару в С#?
Iommi: Мы пытались делать все, чтобы получить еще более тяжелый звук.
Hetfield: Наверное тяжело было оставаться в настройке, особенно с .008 струнами?
Iommy: Да. Особенно с моей Gibson, потому что "гриф" скривился бы.
Hetfield: С другой стороны, комбинация тонких струн и "спущенного" тона облегчают бенды и вибрато.
Iommi: Вообще, мне пришлось использовать тонкие струны. У меня произошел несчастный случай в начале 60х, после чего мне отрезали кончики пальцев. В результате, я не могу бендовать толстые струны. Я не могу даже чувствовать струны. (показывает руку) Смотри, вот один отрезан и вот этот отошел.
Hetfield: (заметно потрясен) Ого!
Iommi: Внезапно мне пришлось "изобретать" новый стиль игры. По иронии судьбы, несчастный случай произошел именно в тот день, когда я собирался уволиться с работы, чтобы поехать с группой на гастроли в Германию. И когда я снова начал играть, мне пришлось долго потрудиться. Я играл указательным пальцем и мизинцем, поскольку два средних пальца были перебинтованы. Я научился играть бенды мизинцем.
Hetfield: Зачем тебе наперстки, которые ты носишь на пальцах? Ты не можешь играть своими пальцами?
Iommi: Вот этими? Нет. Тут всего один слой кожи, который закрывает кость. Иногда, когда я играю и наперстки слетают - шшш!
Hetfield: Айй!
GW: Tony, ты иногда слушаешь свои старые записи?
Iommi: Конечно. Иногда мы напиваемся и думаем: "Как мы музицировали в наше время?" И слушаем один из наших старых альбомов.
Hetfield: Мне нравится слушать наши старые записи. Другие ребята с группы говорят, типа: "О, я не могу слышать эту песню, из-за той или другой ноты, которую я сыграл". Особенно Kirk (Hammet, гитарист Metallica). А я полностью забываю об этих вещах, особенно когда напьюсь.
Iommi: В каждом альбоме есть вещи, которые тебе нравятся и те, которые не нравятся. Я думаю, большинство наших записей были хороши для того времени, но я никогда не был доволен.
Hetfield: Вот именно. Если ты доволен, то это конец. Поэтому ты продолжаешь работать. Гитарный саунд - он никогда не совершенен.
Перевод: Александр Эльвайн
© 1996 Guitar World (http://www.guitarworld.com)
Металлопрокат марки Iommi
Тони Айомми и Black Sabbath - близнецы братья! Тонни Айомми "разбудил" Black Sabbath, a Sabbath разбудил хэви-металл... И пошло-поехало. "Paranoid", "Iron Man", "Heaven and Hell"... Кажется, что список этот можно продолжать до бесконечности.
История сия началась в далекие 60-е годы, когда Айомми, призвав на помощь своих старых дворовых друзей: Гизера Батлера (Geezer Butler), Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) и Билли Варда (Bill Ward), сформировал группу Earth, которая вскоре поменяла свое название на Black Sabbath... На протяжении многих лет, да что там лет - десятилетий, "главарь" Black Sabbath, гитарных дел мастер Тони Айомми пропустил сквозь ряды металлической легенды море известнейших рок-исполнителей.
Это и Оззи Осборн, и Йан Гиллан (Ian Gillan), и Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio), и Гленн Хьюз (Glenn Hughes), и Роб Хелфорд (Rob Halford)... В самом конце 2-го тысячелетия риффмастер выпустил свой первый (!) сольный альбом, скромненько озаглавленный "Iommi".
Надо заметить, что пластинка эта готовилась и записывалась в течение последних 3-х лет, и в нее вошло 10 композиций, на звуковых дорожках которых отметился далеко не последний люд в современной рок-индустрии, а именно: Оззи Осборн, Дэйв Грол (Dave Grohl), Билли Корган (Billy Corgan), Билли Айдол (Billy Idol), Фил Ансельмо (Phil Anselmo) Брайан Мэй (Brian May), Генри Роллинз (Henry Rollins) и многие другие.
Эта работа демонстрирует прочный, органичный сплав современной металлической культуры и классической "саббатовской мелодики" и риффов.
Корреспондент брутально-музыкального электронно-паутинного журнала Metalblitz потолковал с сэром Айомми. Стенограмму этой беседы и предлагает вашему вниманию наш журнал.
Metalblitz: Похож ли предыдущий период жизни Тони Айомми на ритм его бытия в сегодняшние дни?
Tony lommi: Вы знаете, всегда все было так, как сейчас (смеется - прим. авт.), дел всегда полным-полно. Кручусь как белка в колесе. Честно говоря, хотелось бы, чтобы жилось немного спокойнее, но... работы очень много.
MB: Доволен ли ты качеством материала, записанного на твоей последней пластинке?
TI: О, да! Все, что я задумал - получилось. В уме я составил список из 3-х человек, с которыми мне хотелось поработать в первую очередь - это Билли Корган, Дэйв Грол и Фил Ансельмо. Я был бы счастлив сотрудничеству хотя бы с одним из них, однако, мне повезло, и я заполучил всех троих. Билли Айдол же подвернулся мне совершенно случайно. Оказавшись рядом с нашей студией, он поинтересовался у продюсера Боба Маррлетта: чем это я там занят, с кем работаю, и попросился к нам в студию. Позже мы вместе с Билли поехали домой к Бобу и написали парочку песен. Это действительно было здорово. Скажу Вам искренне: я очень рад, что так вышло с Билли...
MB: Тони, создается впечатление, что твое стремление к совершенству неиссякаемо. Например, хотелось бы знать: полностью ли тебя удовлетворяет саунд твоей гитары, или же ты находишься в постоянном поиске?
TI: На сегодняшний день я вполне удовлетворен саундом моей гитары. Можно сказать, я нашел свой звук - под меня выпускаются именные модели усилителей, гитар и звукоснимателей. Да, это просто клево (смеется - прим. авт.). Это тот самый звук, на поиски которого ушла уйма времени, и мне кажется, что я нашел его. Я всегда представлял себе, как должна звучать моя гитара, но над музыкой, как таковой, да и над звуком, в том числе, в поте лица трудились мои пальцы. Они (пальцы) своим трудолюбием и целеустремленностью, как бы увлекали вслед за собой и меня. Звучит весьма странно, но это действительно так. Во времена раннего BLACK SABBATH я не мог в полном объеме добиться желаемого звучания, так как тогда я в первую очередь работал над техникой, работал вместе со своими пальцами. Таким образом я создавал тот оригинальный, свой стиль игры, который бы позволял мне играть не напрягаясь.
MB: He показалось ли тебе несколько странным и, может быть, несправедливым то, что в 90-е годы такие коллективы, как SOUNDGARDEN оказались на коне, используя ваши музыкальные наработки, в то время, как SABBATH пребывал во втором эшелоне?
TI: Вы знаете, я никогда не задумывался над этим, и я не согласен с теми людьми, которые говорят о том, что я пребываю во втором эшелоне или, как они еще выражаются, в тени. Нет. Для меня всегда самым главным было то, что я мог выходить на сцену и просто играть. Уверен, что немногие люди понимают, насколько для меня важен именно этот аспект моей жизни: иметь возможность вновь и вновь выходить на сцену и играть. Вся моя жизнь - это борьба. Я, конечно же, счастлив, что мне удалось выкарабкаться из той передряги, связанной с инцидентом с моими пальцами (в молодости Тони получил серьезную травму кисти руки - прим. авт.). Было и много другого негатива в жизни. Но, вы знаете, я действительно люблю играть и действительно люблю экспериментировать на сцене. Ведь настоящий музыкант сродни старому коллекционному вину, которое должно созреть и настояться.
MB: Некоторые критики вашего позднего творчества говорят о том, что вы стали этакими "респектабельными" музыкантами. Что ты думаешь об этом?
TI: Я стараюсь не обращать на это внимания. Для меня главным является признание других музыкантов и наших фэнов. Вы сами знаете, что многие известные и по-настоящему интересные группы и исполнители называют SABBATH своим "идейным наставником". Это и есть мое достижение.
MB: Большинство супергрупп не справлялись с решением проблемы потери ключевого члена коллектива, a Black Sabbath, лишившись неподражаемого Оззи в 1979 году, в начало 80-х годов вступил с великолепными альбомами "Heaven and Hell" и "Mob Rules". Причиной более "прозрачного" звука Sabbath'a второго замеса было твое желание как-то обновить ваш саунд или это просто результат прилива свежей крови?
TI: Это и то, и другое. А причиной именно комплексного решения этой проблемы было то, что смена вокалиста в успешной группе - дело непростое, так как перед коллективом стоит задача не сдать свои позиции. Приход в группу Дио дал нам возможность продолжать наш творческий дрейф немного в другом направлении. Подход к написанию музыкального материала изменился. Это произошло оттого, что мы творили уже совсем для другого вокалиста. Ведь стиль пения Дио очень отличается от стиля Оззи. Так что Ронни Дио позволил открыть новые горизонты в нашей музыке, изменить ритмику.
MB: Насколько легким было вхождение Дио в творческий процесс группы BLACK SABBATH?
TI: Когда в вашей жизни происходят регрессивные процессы, которые в результате приводят к самой низшей точке (в данном случае я говорю о творчестве), вы вдруг начинаете видеть тот самый луч света в конце тоннеля, и сразу становится понятно: куда нужно идти. Это придает вам силы, действует ободряюще. Понимаете? Тогда в истории BLACK SABBATH эпохи Оззи были черные дни или, быть может, ультрасерые. На тот момент инструментальная часть группы была во сто крат работоспособнее, поэтому мы были просто вынуждены заменить Оззи. Этой заменой стал Дио. К счастью, это сработало. С ним мы принялись сочинять композицию "Heaven and Hell", которая должна была стать проходной песней предстоящего альбома. Затем я набросал на придуманную мелодию гитарные риффы. То же самое было и с альбомом "Mob Rules". Вы знаете, мне очень нравилось работать с Ронни.
MB: А как же и по каким причинам случился твой разрыв с Дио? Ронни хотел заняться сольной карьерой, или все-таки вы не сошлись характерами?
TI: Со временем наши взаимоотношения стали разлаживаться. Как мне кажется, Ронни стал зазнаваться. Я бы даже сказал - понтоваться. Естественно, мы никак не могли мириться с таким отношением к нам. Ведь поначалу мы просто выдвигали Дио вперед: предоставляли ему право давать интервью от имени группы, так как нам, остальным участникам, хотелось, чтобы он не ощущал одиночества в рамках коллектива, не испытывал морального дискомфорта от мысли, что он как бы подменяет Оззи. Дело в том, что Дио не подменял Оззи. Оззи невозможно заменить. Это был совершенно другой певец и человек. Вместе с Ронни мы сделали два очень хороших альбома.
MB: После ухода Дио вы объединили свои усилия с Йаном Гилланом и записали пластинку "Born Again", которая была замечательной, но недооцененной публикой и критиками работой. Что ты можешь сказать по поводу этого альбома сейчас?
TI: Мне очень нравилось работать над "Born Again", несмотря на то, что у нас были проблемы со звуком. Когда же за пластинку взялись критики, в нашем размеренном ходе событий случился неожиданный сбой. (Смеется - прим. авт.) Кстати, концертный тур в поддержку "Born Again" прошел весьма успешно, было множество запоминающихся моментов.
MB: Тони, а не кажется ли тебе, что впоследствии сохранение BLACK SABBATH как творческой единицы было проявлением гордости с твоей стороны? Ведь практически весь постBorn Again период в истории группы больше напоминает сольную карьеру Тони Айомми.
TI: Не знаю, но ведь я же, по большому счету, никогда не распускал группу. Я планомерно продолжал однажды начатое дело. Были и не обычные отступления на этом пути. Например, такие, как альбомы "TYR" и "Forbidden". Но ведь каждая работа - это отдельная история.
MB: Теперь, когда это все позади, поделись, пожалуйста, своими впечатлениями от недавнего кратковременного воссоединения классического BLACK SABBATH. Почему вы не сделали новую студийную пластинку?
TI: Все началось с того, что у нас с Гизером Батлером родилась идея поджемовать с Оззи на концерте. Мы сначала думали о двух песнях, но все это вылилось в полнометражный реюнион. Это было здорово! Вы знаете, перед нами не стояло задачи глобального воссоединения. Наш рекорд-лейбл не настаивал на этом. А самое главное заключалось в том, что и мы сами не хотели входить в напряженный режим работы: концертный тур, затем студийный альбом и вновь тур... Мы просто сделали то, что нам действительно хотелось сделать. Возможно, что когда-то мы и запишем новый материал, но... Поймите, никто не думал, не гадал, что мы способны на то, что произошло... Так что, все возможно.
MB: Тони, по-твоему, ты достиг в своей карьере всего, о чем мечтал когда-то, или все еще видишь перед собой новые горизонты?
TI: То, что было связано с реюнионом BLACK SABBATH - уже позади. Теперь передо мной стоят совсем другие задачи. Я хотел бы записать что-то большее, нежели просто гитарный хэви-металл альбом. Это может быть блюз или даже джаз. Я попрежнему горю желанием выступать с концертами...
MB: Тони, кто ты на данный момент - "ребенок" или же "солидный мэн"? Кем ты в душе себя ощущаешь?
TI: Порой мне кажется, что я ребенок (смеется - прим. авт.), а иной раз я ощущаю себя респектабельным человеком. Здесь нет четкой грани. Во времена BLACK SABBATH мы прикалывались, как могли. Это было забавно. Было все... Но это предмет отдельного разговора.
MB: Последний вопрос: что являлось определяющим в твоей жизни в 1970-м, и что происходит с тобой сейчас, в начале третьего тысячелетия?
TI: Я всегда был заложником своей музыки. Я никогда не предавал этого глобального принципа своей жизни. Я верю в то, что я делаю... Я делал это прежде - делаю и теперь...
Список музыкантов, принявших участие
в записи альбома "Iommi": Billy Idol, Phil Anselmo, Brian May, Dave Grohl, Ozzy Osbourne, Billy Corgan, Bob Marlette, Matt Cameron, Peter Steele, Bill Ward, Ian Astbury, Serj Tankian, Henry Rollins, Skin, Kenny Aronoff, Laurence Cottle, Ben Shepherd, Terry Philips, Jimmy Copley, John Tempesta
Перевод: Дмитрий Сараев
© Music Box (http://www.musicbox.df.ru)