Главная | Биография | Альбомы | Фото | Пресса |
Тони Айомми, имя при рождении Фрэнк Энтони Айомми (Tony Iommi, Frank Anthony Iommi) — английский гитарист, основатель и бессменный участник группы Black Sabbath.
Вместе с остальными членами группы оказал определяющее влияние на развитие тяжелого и металлического рока как стиля.
Ранние годы
Тони Айомми родился 19 февраля 1948 года в Бирмингеме, Англия. Он был единственным ребенком отца-итальянца и матери англичанки. Именно родители оказали влияние на формирование музыкального вкуса мальчика: у отца Тони было множество родственников, которые почти все играли на аккордеонах и барабанах, мать будущего гитариста играла на гармонике.
Тони учился в одной школе с Оззи Осборном, но они находились в разных компаниях и не общались. Со своими друзьями он подшучивал над голосом Оззи и сравнивал его с голосом девочки. Тони Айомми говорил, что в то время Оззи даже раздражал его, и они иногда дрались. До увлечения музыкой Тони занимался контактными видами единоборств и думал, что его будущая жизнь будет связана именно с этим.
Тони Айомми начал учиться играть на гитаре, когда ему было пятнадцать лет. Его первым инструментом был Watkins Rapier. Эта модель была дешевой и предназначалась для гитаристов-левшей. В интервью журналу Guitar World Тони признался, что в начале карьеры на него оказали влияние старые блюзовые записи и группа Shadows.
По словам музыканта в то время его кумирами были Хэнк Марвин, Эрик Клэптон и Джимми Хендрикс, также ему нравились джазовые гитаристы, такие как Уэс Монтгомери.
В молодости Тони Айомми работал оператором пресса на сталелитейном заводе. В последний день работы, перед тем как он должен был уволиться и отправиться с группой в тур по Германии, его пальцы попали под пресс. В результате, гитарист лишился кончиков среднего и безымянного пальцев правой руки. Тони пережил депрессию, все врачи говорили, что он никогда не сможет играть на гитаре. Один из друзей принес ему запись джазового гитариста Джанго Рейнхардта, который играл двумя пальцами после того, как получил травму во время пожара, и это вдохновило Тони Айомми снова взять в руки гитару. Вначале Тони пробовал менять руки и скользить по грифу левой. Но это получалось с трудом, и тогда он решил играть как и раньше правой, используя только указательный палец и мизинец, связав поврежденные пальцы. Затем он расплавил бутылку из-под моющего средства, сделал что-то вроде наперстков и добился того, чтобы они правильно сидели на пальцах. Потратив долгое время на изготовление, Тони обнаружил, что их концы не прижимают струны и приделал вырезанные куски кожи на окончания. Потом пришлось обрабатывать края и натирать приклеенную кожу до блеска, пропитывать ее маслами. Из-за того, что пальцы утратили свою чувствительность, Тони Айомми переучивался делать различные приемы, такие как бенд и вибрато. Сам гитарист сказал, что «это было лишь делом практики и упорства, использовать слух взамен утраченного осязания». К девятнадцати годам он уже успел поиграть в различных блюз-роковых группах. Во время пребывания в группе Mythology Тони Айомми познакомился с барабанщиком Биллом Уордом. В 1967 году была основана группа, которая получила название Polka Talk Blues Band. Ее членами стали: Оззи Осборн (вокал), Тони Айомми (гитара), Гизер Батлер (бас), Билл Уорд (барабаны), Джимми Филипс (слайд гитара) и Алан Кларк (саксофон). После двух концертов Джимми Филипс и Алан Кларк покинули группу. Позже название Polka Talk Blues Band было изменено на Earth. Тони Айомми охарактеризовал творчество этого периода следующими словами: «Мы играли блюз в быстром или среднем темпе, а потом 12-ти тактовый блюз. В конечном счете мы развалились и избавились от саксофониста и слайд гитариста. Все четверо хотели покончить с блюзом».
В конце 1968 года Тони получил приглашение в группу Jethro Tull после того, как Мик Абрахамс покинул состав, чтобы образовать Blodwyn Pig. В составе новой группы он сыграл на концерте Rolling Stones «Rock And Roll Circus» в декабре 1968 года, исполнив «Song For Jeffrey». Кроме того, Айомми успел написать гитарную партию для песни «Nothing Is Easy», которую Jethro Tull записали уже с Мартином Барре для альбома Stand Up. Тони Айомми находился в группе в течение двух недель и после этого единственного выступления вернулся в Earth, но за это время его понимание музыки сильно изменилось: «Я сказал: «Мы должны сочинять свою музыку. Мы действительно должны взяться за это дело, вкалывать и написать несколько своих собственных песен». Что мы и сделали. Сначала мы написали «Wicked World» и «Black Sabbath». Эти песни попали на нашу первую пластинку. Нам очень понравилась идея усиления звука и громкого исполнения…»
В Англии существовала еще одна группа с названием Earth, что однажды привело к курьезному случаю: группу пригласили на выступление, и когда участники вышли на сцену, они увидели непривычную для себя аудиторию. Оказалось, что организаторы приняли группу за одноименный поп-коллектив и пригласили ее на выступление на танцах. По словам Тони Айомми, после этого было принято решение придумать для группы название, которое бы отражало ее звучание. Участники остановились на Black Sabbath или Черный шабаш по американскому переводу названия итальянского фильма ужасов «I tre volti della paura».
В феврале 1970 года Vertigo Records, выпустил первый альбом Black Sabbath, название которого было созвучно имени группы. Запись альбома в студии проходила в течение двенадцати часов на два четырехдорожечных магнитофона. Музыка на этом альбоме представляла собой хард-рок с влиянием блюз-рока, но уже на первых же записях проявился особый узнаваемый стиль Black Sabbath. Согласно воспоминаниям Оззи Осборна, однажды во время просмотра какого-то фильма ужасов, Тони предложил: «Если людям нравится платить за фильмы-ужастики, может быть, им понравится и музыка-ужастик?» Воплощением этой идеи на дебютном альбоме стала заглавная песня «Black Sabbath», для которой Тони Айомми сочинил необычный «зловещий» рифф, используя редкий интервал тритон. Это созвучие в средние века называли diabolus in musica, что музыкантам очень понравилось, так как сочеталось с мистическим текстом песни. Однако, вопреки слухам, это прозвище тритон заслужил не за «мистическое» звучание, а потому, что считался в средние века диссонансом.
Через четыре месяца альбом был переиздан в CША (Warner Bros. Records) и был распродан миллионным тиражом.
После одного из концертов на участников группы напали скинхеды и рука Тони Айомми была травмирована, из-за чего пришлось отменить следующее выступление.
Сольное творчество
Первым официальным сольным альбомом Тони Айомми стал «Iommi», который вышел в октябре 2001 года. Для записи было приглашено огромное количество известных рок музыкантов. В одном из интервью Тони сказал, что он «так долго играет свою роль в Black Sabbath, записывая каждый альбом с одним певцом, одним басистом и одним барабанщиком, что ему просто захотелось попробовать что-то другое».
Песня «Who’s Fooling Who» была записана при участии Оззи Осборна и Билла Ворда. В композиции «Laughing Man» вокал был записан Генри Роллинзом (Rollins Band), в «Time Is Mine» спел Фил Ансельмо (Pantera), в «Black Oblivion» — Билли Коргэн (The Smashing Pumpkins), в «Goodbye Lament» — Дэйв Грол (Foo Fighters) также известный как барабанщик Nirvana, в «Into the Night» — Билли Айдол, в «Flame On» — Ян Эстбьюри (The Cult), в «Meat» — Скин (Skunk Anansie), в «Just Say No» — Питер Стил (Type O Negative), в «Patterns» — Серж Танкян (System Of A Down). Музыка была придумана Тони Айомми в соавторстве с продюсером Bob Marlette, а тексты песен исполнявшими их солистами. В двух композициях альбома («Goodbye Lament» и «Flame On») принял участие друг Айомми Брайан Мэй.
В 2004 году вышел альбом «The 1996 DEP Sessions». Материал в 1996 году и был известен среди поклонников Тони под названием «Eighth star» (также как и в альбоме «The Seventh Star» в нем принял участие Гленн Хьюз).
Во время записи «The 1996 DEP Sessions» Тони Айомми и Гленн Хьюз решили продолжить совместное творчество, результатом чего стал альбом «Fused», вышедший в июле 2005 года. В альбоме можно проследить современное звучание (например песня «Grace» близка по звучанию к Linkin Park). Сам Тони назвал альбом «сильным». В Британии «Fused» стал одним из самых хорошо продаваемых альбомов.
Во время процесса сочинения первого альбома Black Sabbath инструментом Тони Айомми был Fender Stratocaster, но к началу записи сломался звукосниматель, и гитарист выменял свой саксофон, на котором никогда не играл на гитару Gibson SG.
Из-за травмы пальцев Тони использовал струны диаметром в 0,08 мм. Гитара настраивалась в тональности ми-бемоль, что было связано с особенностью пальцев Тони Айомми, а также с его желанием «добиться очень внушительного звучания, уплотняя саунд». Иногда Айомми настраивался на полтора тона ниже (в до-диез), потому что Оззи не мог взять некоторые ноты.
В 2007 году Тони Айомми, Гизер Батлер, Винни Эпис и Ронни Джеймс Дио образовали группу Heaven and Hell. Группа представила сет, состоящий из пятнадцати композиций времени сотрудничества Black Sabbath и Дио и две новые песни — «The Devil Cried» и «Shadow of the Wind». Дав тур в 2007 году, участники занялись своим творчеством: Дио вернулся в свою группу, Айомми — планировал работать с оригинальным составом Black Sabbath. Но, несмотря на это, музыканты не отрицали возможности дальнейшего сотрудничества.
В 2002 году Тони говорил, что с самого начала творчества он экспериментировал со звуком, но теперь перестал: «Я пришел к звуку, который мне нравится, и поэтому я годами играю на одном и том же. У меня есть свои именные гитары и усилители, и они дают мне точно такой же звук, как я хочу. Мне хочется, чтобы звук был очень кранчевый и острый. Мой звук в 70-х был, наверное, чуть более мутный и фуззовый, чем теперь. Звук, который мне нужен сейчас плотный и мощный».
В некоторых песнях (например, в песне «Black Sabbath») Тони Айомми использовал интервал «тритон». В средневековой музыке такой интервал был запрещен, потому что считался дисгармоничным.
В интервью журналу Total Guitar Тони рассказал, что играет на гитаре Gibson SG «Iommi series», сделанной специально для него. Гитара снабжена более тонкой ладовой проволокой, имеет двадцать четыре лада, а ее накладка украшена крестами. Усилитель для гитариста изготавливает фирма Laney. Во время выступлений он использует только wah-wah и хорус, а перегруз идет из усилителя. Некоторое время для того, чтобы получился перегруз Тони использовал педаль Dallas Rangemaster, усиливавшую сигнал от гитары до того, как он поступал в усилитель, но позже эту педаль стали встраивать в усилители.
При записи сольного альбома Iommi гитарист помимо Gibson SG использовал Les Paul, сделанный специально для него из особенного куска махагона, с более толстыми струнами. Дома у Тони есть коллекция гитар.
О своих предпочтениях строения гитары музыкант выразился так: «Я люблю чуть более тонкий гриф по сравнению с классическими Gibson, потому что мне легче его охватить. Мне нравится, когда есть 24 лада. Я также предпочитаю тонкие лады, как на старых Gibson 1961 года. Не люблю толстые лады и предпочитаю, чтобы струны стояли низко».
Семья
Тони Айомми женат на Марии Сьохольм. Мария тоже занималась музыкой: она была вокалистом шведской группы Drain STH. После распада группы, она закончила музыкальную деятельность.
Дочь Тони — Тони-Мари Айомми — одна из основателей группы LunarMile, в которой на бас-гитаре играет Алекс Хилл (сын басиста Judas Priest Яна Хилла). Тони-Мари Айомми открывала несколько концертов Гленна Хьюза в Великобритании.
Black Sabbath считается прародителем стиля хэви-метал, а также группа повлияла на возникновение различных новых стилей и направлений тяжелой музыки.
Тони Айомми был одним из первых гитаристов, кто начал использовать тяжелый саунд трехструнных аккордов (квинт) в своей музыке.
Гитарист был увековечен на Аллее звезд в родном городе Бирмингеме.
Джеймс Хэтфилд сказал, что «даже не поверил своим ушам», когда услышал записи Black Sabbath, что группа «была тем, чем не были шестидесятые» и «их музыка была крутой, потому что она была полностью анти-хиппи».
Джо Сатриани признался, что «учился пропевать, то есть пропускать через себя партии самых разных музыкантов», среди которых был и Тони Айомми.
Оззи Осборн считает, что Тони Айомми — «бесспорный король тяжелых, демонических рок риффов», что «в этой области никто никогда его не превосходил». Также он сказал, что, по его мнению, Тони — «хороший, если не самый лучший гитарист», «самый недооцененный гитарист на нашей планете».
Гизер Батлер говорил, что написание песен с Тони Айомми «невероятно»: «с ним не нужно об этом говорить, все и так знают что произойдет». Также он рассказал, что Тони может играть рифы бесконечно, его даже иногда нужно было останавливать; что во время их первой встречи Тони Айомми был великолепным джазовым гитаристом, то есть он охватывает все стили, и, что группа Black Sabbath сузила его возможности.
Константин Кинчев рассказал, что его «захватил» хард-рок после того, как он в пятнадцать лет услышал Black Sabbath, и, «поскольку с давних пор это его самая любимая группа, гитаристом номер один для него всегда был и остается Тони Айомми».
Генри Роллинз признался, что он почувствовал гордость, на три-четыре минуты своей жизни совместив свой голос с звучанием гитары Тони Айомми. Также он добавил, что Тони имеет огромное значение, что Black Sabbath — «один из мировых универсальных языков в музыке».
Гитарист трэш-метал группы Overkill Бобби Густафсон поведал, что в молодости на него сильно повлиял Тони Айомми, и, что его «думовый тон, соло и очень яркие гитарные рифы — это воплощение металлической гитары».
Айомми — постоянный фигурант списков «Лучших гитаристов всех времен». Тони попал в сотню лучших гитаристов в рейтинге авторитетного журнала Rolling Stone, который поместил его на 86-е место. А журнал для гитаристов Guitar World, составляя список лучших гитаристов металла, поставил Айомми на первое место. Black Sabbath официально включен в американский и британский залы славы рок-н-ролла.
Тони Айомми принимал участие в благотворительности. Брайан Адамс предложил знакомым ему музыкантам поучаствовать в своем замысле: всемирно известные великие гитаристы поставили на гитаре Брайана свои автографы. Эта гитара была продана на аукционе за 1,6 миллионов долларов, которые перешли в фонд для поддержки пострадавших от цунами в Азии.
Тони Айомми принял участие в акции «Rock The Cure», организованной концерном Gibson. Тони выставил на аукцион свою гитару. Все полученные средства перешли на борьбу с раком.
Группа Black Sabbath записала песню «Headless Cross» для сборника Rock Aid Armenia, организованного в помощь пострадавших в Спитакском землетрясении.
В 2009 году за помощь, оказанную народу Армении Тони был награжден высшей наградой Армении — Орденом Чести.
Тони Айомми предстал в качестве ведущего собственной передачи «Black Sunday» на радиостанции «Planet Rock». Передача транслируется каждое воскресенье с 7 до 9 вечера по местному времени и повторяется по понедельникам с 6 до 8 вечера.
В ноябре 2011 г. агентство Рейтер сообщило, что участники Black Sabbath объявили о воссоединении в оригинальном составе, а также о намерении выпустить первый с 1978 г. студийный альбом в таком составе и совершить мировое турне. Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд заявили на пресс-конференции, что в июне 2012 г. они выступят на фестивале Download в Англии, а затем отправятся в концертный тур. "Это должно произойти сейчас или никогда. Мы прекрасно ладим друг с другом. Все действительно хорошо", - заявил Айомми в клубе Whiskey a Go Go в Лос-Анджелесе, где ровно 41 год назад группа отыграла свой первый концерт в этом городе. Осенью 2012 г. ожидается выход нового альбома. Продюсером будет Рик Рубин. Последним альбомом, записанным в оригинальном составе, был Never Say Never 1978 г. "Это словно, когда ты надеваешь старые перчатки. Это - фантастика", - заявил Айомми. Слухи о воссоединении Black Sabbath ходили уже давно. "Просто время пришло. На этот раз, в силу какой-то магической причины, мы написали семь или восемь песен", - заявил Оззи Осборн. Также группа объявила о запуске своего первого официального сайта