Донской монастырь

 

Описание Фото Иконы Люди

 

Донская площадь, 1. Официальный сайт: www.donskoi.org
Донской монастырь - ставропигиальный (с 01.07.1745 г.) мужской монастырь Русской Церкви. Основан царем Федором Ивановичем в 1593 г., когда в честь Донской иконы Божией Матери был сооружен Малый (или Старый) собор (1591-1593 гг.), в стиле типичной одноглавой русской храмовой архитектуры XVI века. Монастырь основан на том самом месте, где войско ожидало боя с татарскими полчищами и где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы. Таким образом, между Даниловым и Новодевичьим монастырями постепенно возникла Донская обитель - новая монашеская крепость, которая завершила формирование московского оборонительного кольца.
В Смутное время был разорен польскими войсками и долгое время пребывал в запустении. По возобновлении царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие Государи.
В 1698 г. был освящен Большой собор, также посвященный Донской иконе, однако отличающийся уникальной архитектурой (5-главый, 4-лепестковый в плане с обширной обходной галереей по периметру) и чудом сохранившимся до наших дней иконостасом, выполненным в живописной манере. Стены храма расписаны фресками итальянца Клаудио; внутри сохранился монументальный 8-ярусный резной иконостас с иконами «фряжского письма». Примерно в то же время (1686-1711 гг.) была возведена стена с двенадцатью башнями.
В XVIII в. монастырь интенсивно развивается: по описи 1739 г. Донской монастырь - крупное феодальное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Появляется некрополь выдающихся деятелей истории и культуры. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713-1714 гг.) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753 г.). В 1745-1750 гг. были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения; в 1796-1798 гг. строится церковь Александра Свирского (храм-усыпальница А. Н. Зубова).
Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 г. во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Амвросия, который приказал убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались как больные, так и здоровые. Толпа усмотрела крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.
В конце 1764 года монастырь получает статус ставропигиального.
В XIX в. в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию; построены церковь Архангела Михаила (усыпальница Голицыных, 1809 г.) и церковь Иоанна Златоуста (усыпальница Первушиных, 1888-1891 гг.). В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнева для обучения живописи и исполнения работ по заказам.
В 1812 году монастырь был разграблен французами.
К началу XIX века Донской монастырь стал самой привилегированной и богатой обителью России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом. С 1799-го и до конца 1827-го гг. в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет, который затем был перемещен в Троице-Сергиеву Лавру. На территории обители в 1834 г. располагалось духовное училище, а с начала 1909-го г. и школа для обучения послушников.
В 1918 г. монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х гг. С мая 1922 г. в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря пребывал Патриарх Тихон (Беллавин), проживая там, за исключением 2-х периодов нахождения во внутренней тюрьме ГПУ весной-летом 1923 г., до середины января 1925 г., когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке. Скончавшись 25.03 (07.04) того же года в клинике, был погребен здесь же 30.03 (12.04), в Вербное воскресенье; был похоронен в подклете Малого собора. В 1926 г. к внешней стороне той же стены собора перенесли могилу убитого 09.12.1924 г. келейника Патриарха - Якова Полозова.
22.12.1925 г., вскоре после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10-и архиереев, образовавшее Временный высший церковный совет, что положило начало так называемому григорианскому расколу.
В 1920-х гг. в монастыре устраивали антирелигиозную выставку, в дальнейшем в нем был организован Антирелигиозный музей; в 1929 г. все монастырские храмы были закрыты для богослужения. Ценные документы XVIII-XIX вв. из архива монастыря были перемещены в государственные архивы. В 1934 г. был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-е гг. на территорию монастыря были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964 г., монастырь был превращен в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева.
Малый собор, где богослужения возобновились в 1946 г., был в 1960-е гг. приписан к храму Положения Ризы Господней на Донской улице; в храме была устроена мироваренная печь, которая и поныне используется для изготовления мира для всей Русской Церкви.
В 1982 г. было принято решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нем официальной резиденции московского патриарха. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь. В 1991 г. монастырь был передан Московскому Патриархату, Наместник Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, викарий Московской епархии (с 25.12.2009 г.). 18 августа был вновь освящен Большой собор. В том же году, 18 ноября, неизвестным злоумышленником был подожжен Малый собор. Во время его ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19.02.1992 г. было вскрыто захоронение Патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретенные мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи. В 1990-е гг. исторически сложившийся облик обители был сильно изуродован поставленной сразу за святыми вратами многочисленной бронетехникой, а также новыми постройками.
16.08.2007 г., накануне подписания Акта о единстве с Московским Патриархатом, делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Лавром посетила монастырь и молилась у мощей Патриарха Тихона; молебен святителю Тихону у раки его мощей отслужил в присутствии наместник архимандрит Агафодор.
В январе 2010 г. наместник монастыря епископ Кирилл заявил, что планируется открыть музей новомучеников и расширить доступ в монастырь, создав здесь общецерковный миссионерский и образовательный центр с миссионерскими экскурсиями.
В «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. На памятниках можно найти фамилии Вяземских, Голицыных, Грушецких, Долгоруких, Трубецких, Черкасских. Здесь есть надгробья грузинских царей Давида (1688 г.), Александра и Матвея (1711 г.). В некрополе погребены А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.Л. Пушкин, П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.И. Майков, О.И. Бове, В.И. Шервуд, Н.Н. и Д.Н. Бантыш-Каменские, В.О. Ключевский. К северу от Большого собора расположена могила «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского. В 1930-е гг. с Даниловского кладбища в Донской некрополь была перенесена могила художника В.Перова. На кладбище в могиле незвестных прахов №3 похоронено много казненных деятелей Белого движения: Г.М. Семенов, П.Н. Краснов, А.Г. Шкуро, К.В. Родзаевский и др. Многие надгробные памятники некрополя были привезены с других кладбищ Москвы и Подмосковья: с кладбища Чудова монастыря в Московском кремле, самым известным из которых является надгробный памятник боярина Федора Бяконта, отца Святителя Алексия, митрополита московского (XIV век). В период репрессий сюда грузовиками свозили трупы казненных или замученных. На территории нового Донского кладбища погребен прах В.К. Блюхера, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И.Э. Якира, А.В. Косарева, А.М. Краснощекова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда, Исаака Бабеля и многих других. Возникают новые захоронения: в 2000 г. был перенесен прах писателя И.С. Шмелева, в 2005 г. - прах генерала А.И. Деникина и философа И.А. Ильина с женой. В октябре 2001 г. был погребен старейший клирик Русской Церкви протопресвитер Александр Киселев. 13.01.2007 г. состоялось перезахоронение праха одного из видных деятелей Белого движения генерал-лейтенанта В.О. Каппеля. 06.08.2008 г. в некрополе Донского монастыря был похоронен русский писатель и общественный деятель А.И. Солженицын.

Главная

Яндекс.Метрика