Лев Константинович Атаманов (Атамаян Левон Константинович) родился 8 (21) февраля 1905 г. в Москве, умер 11 февраля 1981 г. Советский режиссер мультипликационного кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964 г.), народный артист РСФСР (1978 г.).
В 1926 г. окончил Первую госкиношколу (мастерская Л. Кулешова) с дипломом кинорежиссера. С 1928 г. работал помощником режиссера на кинофабрике «Госвоенкино». Участник Великой Отечественной Войны.
Один из зачинателей советской мультипликационной кинематографии. В начале своей «мульт»-деятельности работал в Армении. С 1949 г. - режиссер киностудии «Союзмультфильм». Многие поставленные им фильмы награждены премиями и дипломами международных кинофестивалей.
Был председателем Бюро творческой секции и членом худсовета «Союзмультфильма», заместителем председателя секции мультипликации Союза Кинематографистов СССР. В начале 1960-х – председатель режиссерской коллегии кукольного объединения «Союзмультфильма».
Премии
Мультфильм «Золотая антилопа»: премия на VII МКФ в Каннах (Франция), 1955 г.; премия на МКФ короткометражных фильмов в Белграде (Югославия), 1955 г.; премия на кинофестивале в Дурбане (Южно-Африканский Союз),1955 г.; премия на I МКФ в Лондоне (Англия),1957 г. Мультфильм «Снежная королева»: премия на IX МКФ для детей и юношества в Венеции (Италия), 1957 г.; премия на XI МКФ в Каннах (Франция),1958 г.; премия на III Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне (Англия), 1959 г.; премия на МКФ в Риме (Италия), 1958 г.
Хаяо Миядзаки признавался, что фильм Атаманова «Снежная королева» оказал решающее влияние когда он выбирал то чем будет заниматься в жизни.
Леонид Шварцман: «В 1951 году я закончил ВГИК и получил приглашение Льва Константиновича Атаманова на фильм «Аленький цветочек» в качестве художника-постановщика. Моим сопостановщиком стал Винокуров Александр Васильевич, закончивший ВГИК в 1950 году. Так началось наше многолетнее сотрудничество. Режиссер Атаманов и художники Винокуров и Шварцман. Я вспоминаю эти годы нашей совместной работы как самые радостные и светлые в моей жизни. Ну, во-первых, мы были молоды, полны творческого энтузиазма и интереса к работе. Нашим бесспорным лидером был всегда Лев Константинович. Не только как режиссер, генератор всех замыслов и идей, но и как старший товарищ, непререкаемый авторитет, стоящий на ступеньку выше нас во всем, в культуре, в творчестве, да и вообще в жизни. Винокуров, прекрасный живописец, решал декорационную сторону фильма. Я, как рисовальщик, работал над созданием персонажей. Раскадровка тоже была моей частью работы. Лев Константинович рисовал, мягко говоря, по-любительски. Но этого было достаточно, чтобы выразить свои мысли и пожелания. Я его прекрасно понимал и в своих рисунках воплощал его идеи. Так создавалась раскадровка, где намечались персонажи и композиции будущих кадров фильма. Затем Атаманов, с секундомером в руках, садился за режиссерский сценарий. Большим подспорьем в этой работе были мои рисунки. Каждый этап подготовительного периода совместно обсуждался, не обходилось без споров, иногда весьма бурных. Так проходила работа над «Аленьким цветочком» и «Золотой антилопой». А когда мы, в 1955 году, приступили к работе над «Снежной королевой», и нам необходимо было прочувствовать атмосферу Дании, Копенгагена, мы на две недели поехали в Ригу, Тарту и Таллин. О Западной Европе в то время и мечтать нельзя было. Эта поездка втроем нас сблизила еще больше. Мы там фотографировали, рисовали, бродили по удивительным улицам и закоулкам этих чудесных городов, гуляли по берегу моря, увидели впервые дюны. Это стало для нас откровением. И все это легло в основу фильма. Определило его дух и сущность. Сколько было интересных бесед и обсуждений увиденного. Сколько споров, обид и примирений. И, как всегда, Лев Константинович оставался лидером, третейским судьей, наставником. А как велика была роль Атаманова, когда он снимал и записывал реплики актеров. И каких актеров! Н.Боголюбов, В.Грибков, М.Астангов, Барабанова в «Аленьком цветочке». Рубен Симонов, В.Сперантова, Н.Никитина в «Золотой антилопе». Мария Бабанова, В.Грибков в «Снежной королева». Ведь в то время почти все фильмы с человеческими персонажами на нашей киностудии делались «по эклеру», т.е. не только записывались голоса актеров, но снимали их актерскую игру, рисунок роли, жесты, мимику, походку, и даже мизансцены. Все это впоследствии использовали аниматоры в своей работе, конечно, внося коррективы в рисунок героев, «вгоняя их в типаж». Естественно, режиссером этих натурных съемок был Атаманов. И не только режиссером, но и душой этого замечательного актерского коллектива. Его доброта, мягкий юмор, интеллигентность и доброжелательность были залогом успешной работы и прекрасной творческой атмосферы на съемочной площадке. Много лет Лев Константинович был членом худсовета студии. Я часто бывал на заседаниях худсовета и меня всегда поражали его выступления. Всегда уважительные по форме, очень конструктивные и принципиальные. Даже критикуя, он пытался стать на позицию оппонента и посмотреть на проблему его глазами. Я знаю много случаев, когда его поддержка решала судьбу будущего фильма. А удивительная деликатность Атаманова! О ней ходили легенды по студии. Я был свидетелем, когда он неоднократно звонил по телефону молодой девушке-монтажнице и терпеливо спрашивал, не затруднит ли ее, если он придет в монтажную в такое-то время. Это его отношение к людям касалось всех, с кем бы он ни общался. До сих пор старые сотрудники студии с таким теплом вспоминают Льва Константиновича».