фото
ГУК МО "Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова"
Музей-заповедник «Мелихово» основан в 1940 г. при участии сестры Чехова Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича. Основателем его стал Юрий Константинович Авдеев, а первым директором - Петр Николаевич Соловьев. Здесь с 1892 по 1899 гг. жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Мелихово привлекает возможностью погрузиться в духовную атмосферу чеховского времени, здесь отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля.
В структуре организации имеются архив и научная библиотека.
Музей насчитывает более 25000 экспонатов. Единицы хранения: 27788 предметов, из них 21471 - основного фонда.
Уникальные коллекции:
автографы А.П. Чехова – 35;
мемориальные фотографии А.П. Чехова, членов семьи и окружения – 270 (старший брат писателя, Александр Павлович, занимался любительской фотографией и богатый фотографический фонд музея - его заслуга. Антон Павлович, однако, сердился, что все подоконники и комоды в доме завалены фотографиями.). Коллекция фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, - это история жизни мелиховского дома, подлинная галерея портретов самого Чехова и людей, близких писателю в его литературной, театральной и общественной деятельности;
прижизненные издания А.П. Чехова – 200;
мемориальные предметы быта А.П. Чехова и членов семьи – 200;
редкие книги, начиная с XVIII в. и далее – 400.
Богат музейный фонд изобразительными материалами, в котором представлены работы художников И.И. Левитана, В.Д. Поленова, О.Э. Браза, А.С. Степанова, П.И. Серегина (70 единиц). Интереснейший его раздел - творческое наследие художников из семьи Чеховых - графические работы Марии и Николая Чеховых.
В Мелихове регулярно проходят музыкальные и театральные вечера и фестивали, выставки, гуляния и праздники, рождественские елки, театрализованные экскурсии. Яркие впечатления можно получить от прогулки верхом на лошади.
Музей имеет два филиала в г. Чехов: Музей писем и усадьба "Лопасня-Зачатьевское".
Лекционные занятия для учащихся: «Что такое музей?», «О том, как все начиналось (история создания мелиховского музея-заповедника)», «Детские годы писателя А.П. Чехова (таганрогский период жизни)», «Московский период жизни и творчества А.П. Чехова», «Чеховская семья», «"Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери" (о чеховской семье)», «"Станция Лопасня, Моск.-Курск. Это наш новый адрес" (мелиховское семилетие)», «"У нас открывается почтовое отделение…" (об участии А.П. Чехова в открытии почтового отделения на станции Лопасня)», «"Жизнь среди народа" (мелиховское семилетие)», «"Славный народ - собаки!" (лекция по произведениям А.П. Чехова "Каштанка, "Белолобый", рассказ о собаках писателя)», «"Экие вы, Чеховы, талантливые…" (о братьях и сестре А.П. Чехова)», «"Я живу в Мелихове"», «"Фамилию и свой фамильный герб я отдал медицине" (доктор Чехов)», «"Служение общему благу" (поездка на Сахалин, доктор Чехов, строительство школ)», «"Я выстроил три школы…"», «Старинный веер прошлых лет (о гостях мелиховской усадьбы)», «"У меня пышно цветут розы (мелиховский сад, рассказ "Черный монах")», «"Я мог бы быть садовником" (о мелиховском саде, огороде)», «"Лучший русский пейзажист" (А.П. Чехов и И.И. Левитан)», «"Вы приезжайте, когда у меня сад будет цвесть - это совпадет с лягушачьими и соловьиными концертами (мелиховский сад, "Черный монах")», «Чехов и театр (о пьесах "Чайка", "Дядя Ваня")», «Чехов и музыка», «"Он и она полюбили друг друга…" (о любви в жизни и творчестве А.П. Чехова)», «"Здравствуйте, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской" (А.П. Чехов и О.Л. Книппер)», «Жизнь и творчество А.П. Чехова в ялтинский период», «Город, в котором ты живешь», «"Городов хороших много, а таких как Чехов нет"».
Экскурсии в Мелихово знакомят гостей с историей жизни, творчеством, личными вещами А. П. Чехова. Кроме того, есть однодневные и многодневные экскурсии в окрестности Мелихова: источник в деревне Талеж, мужской монастырь «Дивидово-Вознесенская пустынь», усадьбы великого художника Поленова и Льва Николаевича Толстого (Ясная поляна), г. Таруса, Серпухов, Чехов, Тула и др. Разработываются индивидуальные экскурсию в Мелихово и окрестности.
Основные должностные лица:
Генеральный директор: Бобков Константин Васильевич; заместитель директора по научной работе: Журавлева Анастасия Анатольевна; заместитель директора: Слободчиков Владимир Иванович; главный хранитель: Чайковская Ксения Абрамовна; ученый секретарь: Разумовская Татьяна Николаевна.
Сайт: www.melihovo.ru.
Адрес: 142326, Московская область, Чеховский район, с. Мелихово, ГЛММЗ А.П. Чехова.
Проезд: от Курского вокзала до станции Чехов на электричке "Чехов", "Серпухов", "Тула" или от станции метро «Южная» до г. Чехов на автобусе №365. От станции Чехов автобусом или маршрутным такси №25 "Нерастанное" до остановки Мелихово.
Режим работы: ежедневно (кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца) с 10.00 до 17.00. Продажа билетов с 10.15 до 16.00.
Прогулка по усадьбе: взрослые - 50 руб.; школьники, студенты, пенсионеры - 30 руб.; инвалиды, участники ВОВ - бесплатно, зарубежные туристы - 90 руб. Прогулка по усадьбе с посещением экспозиций (3 маршрута): взрослые - 120 руб.; школьники, студенты, пенсионеры - 85 руб.; инвалиды, участники ВОВ - бесплатно, зарубежные туристы - с главным домом - 100 руб., с "Амбулаторией доктора Чехова" - 50 руб.
Чеховы всегда мечтали о собственном уголке. Незадолго до приобретения мелиховского имения Антон Павлович писал: "Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни..."
В 1892 г. давняя мечта писателя жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась - он покупает имение в Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии за 13 тысяч рублей у театрального художника Н.П. Сорохтина. Прежний владелец оформил дом в духе собственных декораций к театральным феериям: стрельчатые окна, причудливая веранда с колоннами, цветные витражи. Общее состояние усадьбы было запущенным.
В усадебном доме 8 комнат: кабинет и спальня Чехова, комнаты сестры и родителей, уютная столовая и гостиная. Отдельно стоит флигель-кухня, где сейчас представлена кухонная утварь и предметы крестьянского быта конца XIX века.
В марте семья, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича переехали в Мелихово. Первое время с ними живет младший брат Михаил. Сразу начались работы по обустройству дома и территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекла его. Хотя Антон Павлович часто любил говорить о том, что в его жилах течет мужицкая кровь, в самом начале своей дачной жизни он признался: "Я... в сельском хозяйстве знаю только, что земля черная". Именно в Мелихове открылись для писателя все прелести жизни на природе. Чехов редко заглядывал на поля, озимые и яровые имели для него значение только как пейзаж. Но на огороде и особенно в саду работал с азартом. Сохранилась масса писем, записочек Чехова в садовые заведения с просьбой прислать то кусты роз, сирени, то деревья. В первый год жизни в Мелихове Антон Павлович посадил 60 вишен, 80 яблонь, 100 кустов сирени. Он выращивал из семян ели и сосны - и они приживались. На письменном столе в кабинете писателя лежит маленькая рулетка. С ней он ходил по парку и измерял, ровные ли расстояния между посадками. Розы необыкновенно "любили" Чехова. Когда он уже был болен и зимовал по настоянию врачей за границей или в Ялте, то в письмах просил Машу без него не производить обрезку роз. Говорил, что приедет и обрежет сам, что после его обрезки розы цветут необыкновенно пышно и красиво. Почему-то лучше всего получались белые розы. Антон Павлович удивлялся и спрашивал у сестры: "Ты ведь знаешь, Маша, я очень люблю розы, и какой бы сорт ни посадил, удаются у меня только белые. Отчего бы это?" Она отвечала: "От чистоты твоего сердца, Антоша".
Конец мая 1892 г. выдался очень жарким, и Чехов в дневнике писал: "С огромным удовольствием пили чай на лужайках распускавшихся мелиховских садов". Приглашая друзей в гости, непременно говорил: "Приезжайте ко мне в Мелихово в мае, когда сады распускаются".
Чехов мог опоэтизировать каждое дерево, каждый уголок своего сада и парка. Он, как тонко подметил Леонид Андреев, "одушевлял все, чего касался глазом". Любил величественные лесные просеки ("Как хорош российский октябрь! В лесу просто очарование!"). "Солнечная осень подарила неповторимые красочные дни с пронзительно голубым небом, под куполом которого золотистые кроны деревьев казались прозрачными. В легком ветре кружились желтые кленовые листья. Ажурным пунцовым кружевом прильнул к веранде дома дикий виноград. … Погода изумительная. Цветут розы и астры, летят журавли, кричат перелетные щеглы и дрозды. Один восторг...", - писал А.П. Чехов из Мелихова. В художественном мире Чехова леса и деревья олицетворяют красоту мира. "Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти", - говорит доктор Астров в чеховской пьесе "Дядя Ваня". "Сколько деревьев я посадил!" - не без гордости сообщал друзьям и сам писатель.
В доме у каждого была своя хозяйственная роль: отец Павел Егорович, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, теперь полностью признал главенство сына. В его задачи входил уход за садом. Мать Евгения Яковлевна вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Чехов назвал огород, на котором его сестра "творила чудеса" "Уголком Франции". Здесь зрели необычные для деревни плоды: артишоки, баклажаны, перцы, ревень, спаржа. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник - лаконичную летопись мелиховской жизни, отражающую состояние природы, хозяйства, визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.
В 1894 г. писатель построил флигель, по архитектуре напоминающий эскизы Ф.О. Шехтеля, для размещения гостей и ставший местом его литературной работы.
Пожарный сарай был построен после страшного пожара в 1895 г. (Мелиховский пожар Чехов описал в рассказе "Мужики").
На высоком столбе висел купленный Антоном Павловичем колокол. "А.П. купил колокол и водрузил его в усадьбе на высоком столбе. Звук колокола был слышен по радиусу верст шесть-семь..." - из воспоминаний сестры Чехова. Ровно в полдень, заслышав колокольный звон, вся семья оставляла работу и садилась за обед. Младший брат писателя, Михаил Павлович, вспоминал: "Уже в одиннадцать часов утра, успев наработаться вдоволь, Антон Павлович приходил в столовую и молча, но многозначительно взглядывал на часы. Мать тотчас же вскакивала из-за швейной машинки и начинала суетиться: "Ах, батюшки, Антоша есть хочет!" Стол у Евгении Яковлевны всегда ломился от яств. А Павел Егорович с таинственным видом приносил из своей комнаты собственные наливочки да настойки на березовых почках и смородиновых листьях.
Художник Левитан, Мария Чехова и ее подруги-художницы любили работать на насыпной горке, которую стали называть «Левитанской».
На территории усадьбы растут два огромных мемориальных дерева, которые посадил отец Чехова. Когда-то они были маленькими тонкими хлыстиками. Это о них сообщал в письме Антон Павлович: "Дорогой папа! Из Риги придут деревья... Придут и берлинские тополи, которые надо посадить на место высохших тополей".
В Мелихове и сейчас можно прогуляться по "Аллее любви" ("От ворот посадили березовую аллею до пруда", - записал в дневнике 23 сентября 1897 г. "мелиховский летописец" Павел Егорович Чехов), посидеть в тени мемориального сада, полюбоваться прудом «Аквариум», на берегу которого Чехов любил посидеть с удочкой. Антон Павлович шутил: "В саду в пятнадцати шагах от дома пруд... с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна". Этот пруд вызывал разноречивые толки. Весной он был полон свежей воды, и Павел Егорович записывает: "Перед окнами дома пруд, наполненный чистой и прозрачной водой". Жарким летом пруд пересыхает и Чехов кому-то из своих знакомых пишет: "Перед окнами дома не пруд, а скорее ямка, на дне которой воды чуть-чуть, и та цвета кофейной гущи".
Вечера проводили весело, всегда пели, играли на рояле. А по большим праздникам непременно пекли пирог со "счастьем" (запеченной внутри монеткой). Павел Егорович записывал в дневнике: "Счастье досталось девице Дроздовой" или "Счастье досталось мамаше". Однажды монета осталась на тарелке, и он написал: "Счастье осталось в доме".
Много радости доставляли Чехову его собаки - таксы Бром и Хина. То одна, то другая подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо смотрела в глаза. Он, меняя выражение лица, разбитым голосом говорил: "Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало…".
В окрестностях Мелихова нужда в медицинской помощи была так велика, что Чехов не мог ее не оказывать. С раннего утра к мелиховскому дому собирались больные из соседних сел, и начинался амбулаторный прием. Во время холерной эпидемии Чехов вошел в состав Серпуховского санитарного совета и принимал участие в организации лечебных пунктов. Через его руки прошло более тысячи больных. Лишь когда бедствие было ликвидировано, Антон Павлович смог снова вернуться к творческой литературной работе.
В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии он постоянно отсылает в библиотеку закупаемые книги, причем в больших количествах.
Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто приезжали актрисы О.Л. Книппер, Т.Л. Щепкина-Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина, режиссер и драматург В.И. Немирович-Данченко, художники И. И. Левитан, А.С. Степанов, писатели И.Н. Потапенко, В.А. Гиляровский, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Порой народу собиралось столько, что приходилось стелить на полу. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова.
Чехов не ведет жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бывает в редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, юбилеях, официальных обедах. В 1895 г. Антон Павлович посещает Ясную Поляну, чтобы познакомится с Л.Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии великие русские писатели часто встречаются в Крыму.
Рабочим кабинетом писателя стал флигель. "Флигель у меня вышел мал, но изумителен". Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», большой деревенский цикл произведений, таких как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня» - все это написано в Мелихово. В эти годы писателем отправлено свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.
Осень и зиму 1897-98 гг. А.П. Чехов живет в Ницце, потом в Париже, а в мае 1898 г. возвращается на родину и едет в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, а затем едет в Ялту. Там писатель приобретает участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка. В октябре Чехов узнает о смерти отца. Он пишет сестре: "... Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас... Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жилье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни".
Зима 1899 г. в Крыму была чрезвычайно суровой, со снегом, морскими бурями. Писатель затосковал о Москве, где в это время с успехом шли его пьесы, кипела творческая жизнь. Весной он едет в Москву, затем в Мелихово. Но, в конце августа вновь оказывается в Крыму. Имение в Мелихове продано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту.
После смерти Антона Павловича в имении жил барон Стюарт. Он берег все, что было связано с именем Чехова. При нем в усадьбу начали приезжать первые экскурсанты. Местные крестьяне рассказывали им о мелиховской жизни писателя. После революции главный дом усадьбы стал разрушаться, а в 1929 г. рухнул и был полностью разобран. Когда в 1941 г. в Мелихове открыли музей А.П. Чехова, бывший поначалу филиалом Серпуховского районного краеведческого музея, от усадьбы мало что оставалось. В 1944 г., в связи с 40-летием со дня смерти Чехова, музей получил независимый статус, и остро встал вопрос о восстановлении главного дома. К концу пятидесятых годов благодаря усилиям тогдашнего директора музея Юрия Константиновича Авдеева был восстановлен усадебный дом и всю усадьбу привели в порядок. В 1960 г. "Мелихово" стало литературно-мемориальным музеем-заповедником А.П. Чехова.
На протяжении многих лет сотрудники музея по крупицам собирали документы и личные вещи писателя. Сегодня "Мелихово" - один из самых крупных мемориальных музеев.
Прошло более ста лет, как не стало Антона Павловича Чехова, а могучие берлинские тополя, которые когда-то скульптор С.Т. Коненков назвал "зелеными сыновьями Чехова", живы и хранят воспоминания о славно прожитых жизнях.
В материале использованы данные с сайта www.melihovo.ru и статья главного хранителя Государственного литературно-мемориального музея-заповедника "Мелихово" Ксении Абрамовны Чайковской "Приезжайте ко мне в Мелихово... " («Наука и жизнь», №8, 2004 г.)
Юрий Константинович Авдеев (1918-1987) - художник, писатель, основатель Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова.
Окончил Серпуховскую детскую художественную школу, в 1940 г. - Орловское художественное училище. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт. Был связистом, минометчиком, художником в дивизионной газете. Рисовал портреты отличившихся солдат и офицеров.
С фронта Ю.К. Авдеев вернулся с тремя тяжелыми ранениями, печальным результатом которых была почти полная слепота.
Инвалидность не помешала ему совершить главное дело своей жизни. В 1949 г. он пешком по бездорожью добрался до Мелихова, где практически на пустом месте создал ныне знаменитый Государственный музей-заповедник А.П. Чехова.
С 1951 по 1987 гг. Юрий Константинович был директором музея. Восстановил все строения, которые были при жизни Чехова. Собрал 17 тысяч экспонатов - вещей, документов, рукописей, фотографий, книг писателя, его окружения, его времени. Написал 12 книг о Мелихове и других чеховских местах в Подмосковье. Будучи почти слепым, обладал феноменальной памятью. Помнил наизусть рассказы Чехова, 12 томов его писем. Работал до самой смерти. Похоронен у левого придела церкви Рождества Христова в селе Мелихово.
Пейзажи Авдеева привлекают самобытностью, яркой индивидуальностью, свежестью и трепетностью восприятия природы, богатством и сочностью цветовых сочетаний. Для его живописи характерно изображение цветущего иван-чая.
Петр Николаевич Соловьев
Сейчас мало кто помнит и знает, что идея создания музея в бывшем имении писателя появилась еще в 20-е годы ХХ века, а начала осуществляться в конце 30-х годов, когда в Мелихове был создан филиал Серпуховского краеведческого музея.
В санатории имени Крупской (с. Нерастанное), в 1938 г. отдыхал саратовский художник Протоклитов. Услышав, что неподалеку находится бывшее имение А.П. Чехова, он сходил туда и сделал несколько рисунков флигеля. Увидев крайнюю запущенность усадьбы, он написал письмо В.Д. Бонч-Бруевичу, бывшему тогда директором Государственного литературного музея. Бонч-Бруевич откликнулся и возбудил ходатайство перед Наркомпросом.
В 1939 г., когда отмечалось 80-летие со дня рождения А.П. Чехова, было принято решение об образовании в Мелихове музея - филиала Серпуховского краеведческого музея. Эта работа была поручена молодому сотруднику Петру Соловьеву, которому едва исполнилось 20 лет. Он учился на рабфаке и собирался поступать в институт. П.Н. Соловьев стал первым заведующим филиалом в Мелихове. Его и художника И.М. Басова командировал в Мелихово директор серпуховского музея С.И. Аристов. 13 июня 1939 г. они составили акт, в котором говорилось: "В Мелихове, где особенно сильно развились творчество и общественная работа Чехова, от усадьбы сохранились только один флигель, сад, несколько аллей, школа, выстроенная Чеховым. Флигель находится в разрушенном состоянии, перегородки внутри выломаны, оконные рамы выставлены, и стекла в них выбиты. Потолок вот-вот обрушится. Крыльцо сильно покосилось... Мы внимательно осмотрели флигель и пришли к заключению, что его еще не поздно реставрировать".
Началась работа по реставрации флигеля. Соловьев обратился за помощью к сестре Антона Павловича Чехова - Марии Павловне, которая в своем письме описала и нарисовала постройку, отметила назначение помещений.
Петр Николаевич ездил по трем районам - Серпуховскому, Лопасненскому и Михневскому - в поисках чеховских вещей, о которых слышал от стариков. Он записывал воспоминания крестьян из окрестных деревень, помнивших Чехова.
В течение 1940-го г. фонды Серпуховского краеведческого музея активно комплектовались документами, книгами и другими предметами с целью их последующего экспонирования в Мелиховском филиале.
Первым экспонатом, приобретенным в одном из букинистических магазинов Москвы для Мелихова, был литографический портрет А.П. Чехова художника С. Хорина, на котором костюм и волосы писателя изображались с помощью текстов из его произведений.
Из Центральной библиотеки Серпухова, основу которой составили фонды бывшей земской библиотеки, были переданы три книги Антона Павловича - "Рассказы", "Пестрые рассказы" и "Каштанка" с автографами писателя. Оттуда же поступили номера журналов "Северный вестник" с первыми публикациями рассказов Чехова "Скучная история" и "Именины". Свои работы для Мелиховского музея передала художница М.Т. Дроздова.
Самое значимое поступление того периода - шесть писем А.П. Чехова ветеринарному врачу В.С. Глуховскому. Они были приобретены у серпуховича Н. Болотникова, которому их подарил сын В.С. Глуховского.
Это далеко не полный перечень экспонатов, собранных сотрудниками музея для филиала в Мелихове.
П.Н. Соловьев обратился за помощью в Государственный литературный музей. Его сотрудники К.М. Виноградова и О.А. Кудрявцева разработали план выставки "А.П. Чехов" для филиала.
К началу 1941 г. был отреставрирован мелиховский флигель. Колхоз передал в распоряжение музея дополнительное помещение - бывшую столовую. Филиал был открыт 29 января 1941 г. В Серпуховском историко-краеведческом музее предполагалось "продолжить сбор и изучение, а также систематизацию материала по филиалу музея им.А.П. Чехова в Мелихове". Начавшаяся война не дала планам осуществиться.
В июне 1941 г. Петр Соловьев был призван в ряды Красной Армии. Он сражался в составе 49-го стрелкового полка 50-й стрелковой дивизии. Петр погиб 2 ноября 1941 г., защищая Москву. Похоронен в поселке Тучково Рузского района Московской области.
Когда война подходила к концу, встал вопрос о возобновлении работы Мелиховского музея. Рамки филиала были уже тесны. Необходимо было создать самостоятельный музей А.П. Чехова, восстановить главный усадебный дом, привлечь квалифицированные кадры, способные возглавить и осуществить воссоздание не только внешнего вида, но и атмосферы чеховского Мелихова.
Такой музей был создан. Но память о том, что все начиналось с маленького филиала Серпуховского краеведческого музея, жива. Петра Николаевича Соловьева считают первым директором музея, бережно хранят его записи и фотографии.
Т. Хомякова, старший научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея. «Моя информационная газета», 27.11.2004 г.
От редактора. Настоятельно рекомендую посмотреть фильм И. Хейфица "В городе С." по рассказу "Ионыч". Кроме самого рассказа в фильме присутствует и сам Чехов в замечательном исполнении Андрея Попова. Съемки проходили в Мелихово и в фильме присутствует и поднятый флаг, и "обеденный колокол", и рассада цветов...