Аксаков Сергей Тимофеевич (20.9 (1.10).1791 г., Уфа, - 30.4(12.5).1859 г., Москва), русский писатель. Родился в старинной дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково. Не закончив Казанский университет, переехал в Петербург. В 1827-32 гг. служил в Москве цензором, в 1833-38 гг. инспектором Константиновского межевого института. С 1843 г. жил в подмосковном имении Абрамцево. Во 2-й половине 20-х - начале 30-х гг. занимался театральной критикой. В первых книгах "Записки об уженье" (1847 г.), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" (1852 г.), "Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах" (1855 г.) проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Реалистичный талант Аксакова раскрылся в автобиографических книгах "Семейная хроника" (1856 г.) и "Детские годы Багрова-внука" (1858 г.), написанных на основе воспоминаний и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них помещичий быт конца 18 в. в его повседневности. Значительное влияние на Аксакова оказал Гоголь. После Гоголя никто с большей тщательностью не раскрывал подробности помещичьего быта, чем Аксаков, в произведениях которого действительность изображена в ее вещественности, повседневности, обыденности. Его пейзажную живопись Горький рассматривал в ряду высших художественных достижений русского реализма. Самобытность таланта Аксаков ярко проявилась в характере его языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Политические взгляды Аксаков были весьма умеренны. Писатель изображал порочность, жестокость крепостнических порядков, но не преследовал в своих книгах обличительных целей. Вместе с тем реализм Аксаков, при свойственных ему элементах созерцательности, обладал такой изобразительной силой, что правдивые картины крепостнического произвола давали материал для критических обобщений. Добролюбов высоко оценил художественные произведения Аксакова, используя их для критики крепостнического строя.
Большая советская энциклопедия